Елена Барабаш | Флористическая живопись

На днях задалась вопросом, как же я познакомилась с Леной и не смогла вспомнить. ))) На выставке в Донецке не встречались, в Краматорске на встрече флористов ее не было… Потом общими услиями вспомнили, что познакомились в сети. Лена спрашивала у меня про картины из пуха. А мне кажется, что мы всегда были знакомы и настолько быстро и органично произошло знакомство, что мой мозг даже не успел это отложить в памяти. )))

В общем, сегодня о своем творчестве расскажет сама Лена.

Я родилась 1 января 1962 г. в г. Краматорске, в семье учительницы и шофера. У мамы было очень трудное детство, да и жизнь не из легких.  Она рано осталась без родителей и воспитывалась в детском доме. Там она подружилась с замечательной женщиной — педагогом, которая стала для нее всем — и другом, и матерью и помощницей. Мама, благодаря своей второй матери, получила достойное образование и тоже стала учителем. Учителем с большой буквы — заслуженным. Очень творческий и неутомимый человек, любящий детей, она прививала как чужим, так и своим собственным детям любовь ко всему прекрасному. Папа — уроженец сельской местности. В раннем возрасте уехал в город, где и начал свою трудовую деятельность. Сначала на станке, потом шофером на большегрузной машине. Не отставая от своей второй половины, получил звание — заслуженный водитель Украины. Его энергичность, романтичность а, особенно, любовь к жизни, по-своему, отразились и на моем характере, на моей творческой биографии. Все раннее детство, до школы, жила в деревне, на папиной родине.

Красота деревенской природы увлекала и манила. Пыталась воспроизводить ее в карандашных набросках. Увлечение было настолько сильным, что, даже учась в школе, вместо выполнения домашних заданий, под учебниками, прятала альбом с карандашами. В школе постоянно что-то оформляла или где-то участвовала — стенгазеты, выставки поделок, школьные концерты и т.д. Так же привлекали и другие виды творчества — вязание, макраме, вышивка, немного баловалась рифмами, что и сейчас делаю, говорят, что успешно, но судить не мне. Печатаюсь на российском сайте стихов.  САЙТ

Имею высшее образование — учитель начальных классов. Мечту свою — стать художником, осуществила только в 42 года. В этом помогла Краматорская школа флористики, которую на момент моего обучения вели Марина Степанюк (ученице Клары Александровны Бобровой) и Элеонора Кузьмина. Элеонора Николаевна вела курс ошибаны и др. видов декоративно-прикладного творчества, а Марина обучала работе с берестой. Именно береста и стала моим увлечением всерьез и надолго.

Я благодарна Марине Степанюк за то, что она не разжевывала и не подавала все тонкости мастерства на блюдечке, а заставляла думать, проявлять инициативу, находить свою изюминку. Ведь до этого береста ассоциировалась со стариной техникой плетения…лапти, всевозможные туески и прочая утварь. То, что из коры можно сделать что-то оригинальное, не похожее на детское творчество, даже не приходило в голову.

Хотя Марина и не основоположник создания таких произведений искусства, но она первая показала мне, что еще можно делать из этого благодатного материала. Думаю, что первооткрывателями и созидателями были Боброва Клара Александровна и Белецкая Людмила Борисовна. Низкий им поклон и огромное уважение.

Нелегко было постигать берестяную грамоту, но очень интересно. Береста — необыкновенный материал. Сначала неподатливый. Очень плотные слои иногда не слушаются и не хотят приклеиваться. Их очень долго надо держать под грузом, а если делать аппликации на бутылках, то необходимо на время обматывать нитками.

Я вспомнила, что муж рассказывал о том, как служил в армии, и солдатам лень было пришивать нашивки. Они их приклеивали  клеем ПВА, а потом нагревали утюгом. Я решила попробовать эту технику на бересте и случилось Чудо — береста покорилась!!!

Почему я выбрала именно этот материал для своего творчества?

Я жизнь люблю во всем ее обличии,

Черпаю из природы вдохновение…

На холст ложу пластинки необычные-

Парит уже любви моей творение.

Береста — теплый материал, необычный, многоцветный, несет запахи леса. Гамма всевозможных приятных цветов. Тона мягкие, нежные, пастельные, не выгорают совсем, что очень важно для художника, вернее, для его работы. На одну картину уходит много времени и жаль, если труд оказывается напрасным, когда картина потеряет вид от попадания солнечных лучей. Бересте это не грозит. Она долговечна. Знаю, не понаслышке. Дома висят картины, которым уже около 10-лет и они не потеряли своей привлекательности. У меня раньше спрашивали:- вижу ли я заранее сюжет своей будущей работы? Сразу скажу — не всегда.. Все приходит в процессе работы. Часто сама береста подсказывает, что должно быть на картине. Привожу из лесу кору и нахожу наиболее интересные по содержанию. Такие фрагменты откладываю отдельно, потому что они могут целиком наклеиваться на основу. Хватает некоторых дополнений или штрихов, чтобы подчеркнуть природный рисунок. Картина «Сон Кристины Дайе» тому пример. Увидела мигающий огнями подземный город и часть лица призрака и пришло решение добавить девушку на балконе. Таким образом, создавала и «Аленушку», «Соло без оркестра» и «Тайны Востока».

Похожей техникой сделана картина «Ветер странствий».

Любопытно, что море было настолько настоящее, что почти, не требовало дополнений. Над морским закатом уже пришлось потрудиться. Чем еще для меня близка береста? Она передает мое настроение. Можно сказать, что лечит недуги души. Береста живой материал и чувствует, когда мне плохо или хорошо и она непредсказуема. Когда начиналось рождение картины «Шторм», сами грозные волны души бушевали. Грозное небо ложилось на основу, а в конце работы вылилось в единую беспощадную волну. Не ожидался даже такой эффект. Береста подчеркнула другое восприятие морской бури.

При разном освещении и в разное время суток береста тоже капризничает, как девчонка. Утром краски гаснут и даже поблеклыми кажутся, а при вечернем освещении, она, как перерождается, одевает новый наряд — вечерний. Картина начинает блистать, как на балу. Приходиться подстраиваться и под ее настроение, создавая новые образы.

Мои работы стали участниками городских и внегородских выставок в 2006-2010 гг. С 2009г. — член Областного Объединения Художников Донбасса. В 2010г. — мастер современного декоративно-прикладного искусства.

Моя подруга стала моей первой ученицей, чему я, особенно, рада, так как вижу в ней талантливого, работоспособного человека.

Вот так от Клары Бобровой, Марины Степанюк, а теперь и Елены Барабаш по цепочке передаются эти уникальные знания и любовь к бересте. Это так здорово! Мне бы очень хотелось, чтобы эта цепочка никогда не заканчивалась!